Мнения

«Аутизм — это когда сложно быть вместе и невыносимо быть одному»

Анна Добрецовская

24 января 2017, 10:59 6511

16 января завершился зимний интегративный лагерь под названием «Зима со смыслом». Его организовал костромской благотворительный фонд помощи детям и взрослым с особенностями развития (преимущественно с аутизмом) «Открытый мир». Руководитель организации Анна Добрецовская рассказала Rus2Web о работе лагеря, а также о подопечных фонда.

С 10 по 16 января наш фонд во второй раз организовал зимний лагерь для ребят  с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Зима со смыслом». Самому младшему из ребят, которые приехали к нам, — 13 лет, а самой старшей девушке — 20. Всего в этом мероприятии приняли участие восемь детей с аутизмом (некоторые из них не говорящие), трое ребят с обычным развитием  —одиннадцатиклассники, которые нам помогали, а также 13 педагогов.

Организовать подобный лагерь — очень непростая и крайне ответственная работа. Сначала родители наших подопечных заполняли специальные анкеты, где подробно рассказывали о своих детях. Мы постарались максимально следовать этим анкетам и учесть особенности каждого, чтобы сделать его пребывание в лагере максимально комфортным. Например, родители четырех детей специально указали, что их дети панически боятся животных и при встрече с ними могут просто убежать.

Кроме того, в лагере мы использовали восемь стратегий поддержки, которые применяются в работе с детьми и взрослыми с РАС. Для нас это новый формат работы. Данные стратегии мы освоили летом 2016 года на стажировке в  интегративном летнем лагере для детей с РАС, которая проходила в Америке. Она была возможна благодаря фонду Обнаженные сердца и их программе Лето со смыслом —программе поддержки летнего отдыха для детей с особенностями развития. Одна из таких стратегий называется «рутины». Она состоит в том, чтобы организовать для ребят определенную последовательность действий, которая будет повторяться изо дня в день. Например, в зимнем лагере наши подопечные ходили в столовую строго определенным образом, для этого была сделана специальная разметка: так они всегда заходили в помещение с одной стороны, садились, накладывали еду, ели, а потом уносили грязную посуду. Помимо «общей рутины» у некоторых из ребят была «своя рутина», например: у них в расписании было указано, что сначала нужно почистить зубы, затем сходить в туалет, следом принять душ, и только потом ложиться спать.

В работе с ребятами с РАС мы также использовали очень много визуальной поддержки: расписание, общение с помощью карточек, таймеры и планшеты. Например, мы давали нашим подопечным специальные жетоны, которые символизировали определенное время, и что в это время нужно делать. весь день в лагере был распланирован буквально по минутами, одна активность сменяла другую. И благодаря использованию визуальной поддержке ребята могли ориентироваться какая активность будет дальше, переходы от одной деятельности к другой были более спокойными. В частности, в один день ребят знакомили с животными — собаками-хаски, в другой день — лошадьми. Также мы устраивали стрельбу из лука, лепку из глины и многое другое. Конечно каждый вид деятельности был максимально адаптирован для детей с особенностями развития: если речь идет о животных, то мы сначала показывали им картинку животного, потом знакомили со щенком. Ребята должны были к нему привыкнуть и при желании могли погладить его или подержать на руках. Только после того, как наши подопечные были ознакомлены с изображением животного и со щенком, их знакомили со взрослой собакой — ведь она ведет себя иначе, чем щенок.

Или у нас в лагере был молодой человек Влад. В его анкете родители указали, что он не любит пачкаться. Поэтому сначала мы предложили ему потрогать глину, он это сделал с большой осторожностью. И видя, что ему неприятно это делать, предложили надеть силиконовые перчатки. После того, как он потрогал глину в перчатках, он согласился их снять и прикоснуться к материалу голыми руками.

Мы планируем и дальше проводить подобные лагеря, ведь они помогают ребятам с РАС социализироваться. Например, один из наших подопечных усвоил систему карточек и теперь пользуется ей дома. Аутизм — это когда сложно быть вместе и невыносимо быть одному. Мы видели как ребятам хочется быть в общем кругу со всеми и как непросто им туда придти — ведь это незнакомо им.

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

 

Главные новости

Новости

Последняя новость Rus2Web про Путина

31 января 2017, 12:47
Новости

Последняя новость Rus2Web о Навальном

31 января 2017, 12:43
Новости

Последняя новость Rus2Web, написанная стажером

31 января 2017, 11:37
Новости

Последняя новость Rus2Web про Ротенбергов (надеемся, обоих)

31 января 2017, 11:37
Facebook
VK
Twitter
Youtube
Coub
Telegram